Проект водосвятной часовни в честь
праздника Богоявления, д. Рвачи, Кировская обл.
(Часовня на 45 человек).
Автор проекта - Главный архитектор Никитин К. В.
|
Проект часовни.
Проектируемый комплекс часовни размещается на участке земли площадью 0,018 га. Участок имеет почти квадратную форму, своими углами расположенную почти строго по сторонам света. Проектируемая часовня (на 45 молящихся) решена в традициях древнерусского зодчества, более всего тяготеющих к московской архитектурно-художественной системе конца 15-16 вв. Проектом предусматривается:
1. Постановка часовни в южном углу участка.
2. Организация, путем благоустройства, кругового обхода вокруг здания для возможного проведения Крестного хода, а также соблюдая нормы пожарного объезда.
3. Устройство в северо-восточной части ограды Святых ворот с калиткой. Сама ограда невысокая, кованная. К северу и западу от часовни предусмотрены поглощающие колодцы для слива святой воды.
4. В северо-восточной части участка проектом предусматривается автостоянка на 18 машиномест. Территория стоянки отделена от основного участка оградой со святыми воротами, сама стоянка ограды не имеет.
5. Северо-западная часть территории, расположенная по поперечной оси часовни, решается в виде зоны отдыха с зелеными насаждениями, дорожками и скамьями. В центре этой зоны располагается круглый в плане фонтан каскадного типа. Всю территорию участка, за исключением «зеленой зоны» предполагается замостить брусчаткой или плиткой.
|
Проект часовни.
Здание часовни представляет собой квадрифолий (наружные размеры 9 х 9) восьмигранный в плане и завершенный позакомарным покрытием, увенчанный одной главой на высоком «ложном» барабане. |
Проект часовни.
В основании барабана часовни расположен ярус звона – восьмигранный в плане и перекрытый арками с раструбами, по типу древнерусских храмов XV - XVI в.в. «иже под колоколы». На ярусе звона отсутствует площадка для звонаря, т.к. звон будет осуществляться посредством системы «электронный звонарь». |
Проект часовни.
В целом архитектура часовни тяготеет более всего к произведениям итальянских зодчих в русском государстве конца XV - первой половины XVI в. Часовня является водосвятной, т е в интерьере имеется «святой источник» в виде фонтанчика, оформленного как чаша на колонне. Помимо собственно молельного пространства часовни в здании имеется два зеркально расположенных помещения (в северном и южном экседрах), выполняющих роль купелей (мужской и женской), со святой водой. Купели предназначены для полного погружения паломников. У помещений купелей и молельного зала часовни общий тамбур, круглый в плане, перед выходом на улицу. Само пространство молельного зала решено в виде распускающегося бутона – от «завязи» (входа в зал) до «раскрывающихся лепестков» (пространство в восточной части зала). Перекрыто пространство молельного зала единым восьмилепестковым сомкнутым сводом, который в направлении продольной и поперечной осей здания имеет правильный, циркульный абрис. |
Проект часовни.
Вход в здание часовни один единственный – с западной стороны. Перед входом расположена невысокая лестница в виде полукруглого крыльца. Стены часовни кирпичные, толщиной в два с половиной кирпича. Фасады часовни оформлены традиционно для древнерусского зодчества – каждое прясло стены оформлено пилястрами и завершается закомарой. В уровне пят закомар и в своем основании, пилястры имеют, соответственно, капители и базы сложного профиля. Все здание по периметру опоясывает профилированный цоколь возрожденческого характера. |
Проект часовни.
Тот же характер имеют и прочие архитектурные детали часовни – профили карнизов закомар, барабана, и выступающих экседров. Узкие оконные проемы заглублены в декоративные ниши и завершаются бровками двойного профиля. Такими же бровками завершаются и проемы псевдоокон барабана. Вход оформлен перспективным порталом, с полуколонками, имеющими капители и базы. Над входом расположена ниша с мозаичной иконой Богоявления. |
Проект часовни.
Отделка стен – штукатурка с разграфлением, имитирующим квадровую белокаменную кладку. Столярные изделия из дерева хвойных пород, отделывается специальной пропиткой, скобяные изделия латунные, решетки (в проемах псевдоокон барабана) кованные, красятся краской золотистого цвета. Мощение и облицовка крыльца и лестницы из гранитных плит под цвет цоколя. |
Проект часовни.
Интерьер часовни решается гранитным цветным полом несложного рисунка и белыми оштукатуренными стенами (в дальнейшем возможна роспись). В восточной экседре планируется установить киот с иконой Богоявления. |
Проект часовни.
Глава шлемовидной формы и кровля – алюминиевые, с последующей покраской ради имитации олова/свинца. Крест часовни золотится сусальным золотом. |
|