КОНСТРУИРОВАНИЕ ПОДВЕСНЫХ УСТР... КОНСТРУИРОВАНИЕ ПОДВЕСНЫХ УСТР...

Понятие ударного тона в приложении к русским классическим колоколам.

Звучание колокола на протяжении последних четырех веков неоднократно исследовалось различными учеными. Еще в XVII веке на Западе было обнаружено, что оно представляет собой ряд обертонов, которые выстраиваются в определенные интервалы. Исследователи заметили, что несмотря на сложный аккорд таких призвуков, сразу после удара один как правило выделялся по громкости и позволял составить представление о доминирующей ноте колокола и о ее высоте. Он получил название “корнета” или “ударного тона”.

Развитие учения об ударном тоне или ноте колокола связано с именами голландцев: музыканта Джекоба Ван Эйка и литейщиков Франсуа и Питера Хемони (XVII век). Именно они обнаружили те закономерности гармонии звука и геометрии, которые позволили создать точный октавный колокол. В его тональной структуре соотношение пяти наиболее сильных низших частот укладывалось в формулу “октава - малая терция - большая терция - кварта”. Наименование обертонов: “унтертон - фундаментальный тон - малая терция - квинта - номинальный тон (или иначе “верхняя октава”)”. Такой тип колокола получил наименование октавного, поскольку три из пяти частот между собой имели октавные интервалы. Для карильонов подобный тип колокола считался идеальным: звук его был чист, а тембр – обеднен. Как раз с позиции подбора карильонных ансамблей понятие ударного тона приобрело особую значимость: оно позволяло ответить на вопрос как будут сочетаться доминирующие призвуки колоколов при игре, какой звукоряд выйдет в итоге. Было установлено, что ударный тон у октавных и суб-октавных колоколов близко соответствует высоте второго снизу, фундаментального, тона, или находится рядом с ней. И почти всегда вдвое меньше по частоте (ровно на октаву ниже) пятого, номинального тона. Причем слышим он был наиболее ярко сразу после удара в продолжение 1-5 секунд. Если интервал между вторым и пятым тоном отличался от чистой октавы, тогда становилось наиболее очевидным, что фундаментальный тон в значительной степени заслоняется ударным, отчего появляется ощущение фальшивого интервала.

Парадокс виртуального ударного тона был разъяснен значительно позднее, когда ученые изучили особенности нашего восприятия звука. Ряд обертонов, начиная с пятого, образует периодичную серию, которая интерпретируется внутренним ухом в звук с частотой, кратной всем обертонам серии. Особенно ярко выражен виртуальный ударный тон у больших колоколов, у малых же, с частотой унтертона выше 300Гц, ударным будет служить реальный тон: в зависимости от интенсивности либо фундаментальный, либо унтертон. Подобное различие связано с областью звукового спектра, которую занимает упомянутая серия обертонов колокола. Если она частично попадает в основную воспринимаемую ухом человека область частот (от 300Гц до 4000Гц), то тип доминирующего тона зависит от соотношения громкости обертонов – он может оказаться как виртуальным, так и реальным. Если приходится ниже (большие колокола), то ударный тон всегда будет виртуальным.

Так или иначе, понятие ударного тона заняло основное место при описании звучания западного колокола, так как для карильонной музыки или для составления ансамбля качающихся колоколов наибольшее значение придавалось чистоте интервалов, которые образовывали их самые громкие призвуки в процессе игры.

 

Такой подход далеко не во всех случаях был уместен на Руси, где слушатели более всего ценили и ценят богатство тембровых гармоний, возникающее при сочетании колоколов различного веса в различной ритмике. Развитие русского колокололитейного ремесла в XVII в. характеризуется как заимствованием технологии изготовления и правил проектирования колоколов с Запада, так и самобытностью – приверженностью к достижению в отливках певучего, продолжительного звучания с обогащенной тембровой картиной. Хорошо освоив западный опыт, мастера Пушечного Двора не замедлили внести смелую коррекцию в колокольную геометрию и получили свою структуру звука, хотя можно назвать ряд исторических русских колоколов, голоса которых близки к стандартам Западной Европы. Наши колокола более разнообразны по структуре звука, чем западные, однако можно сказать, что и в России в период расцвета колокололитейного мастерства (конец XVII- первая половина XVIII вв.) сформировался устойчивый тип колокольной геометрии. В ней, как и на Западе, была найдена своя, оригинальная структура звука. Распространенная формула пяти низших частот классического русского колокола может быть представлена как “октава - малая терция - кварта - кварта”. Положение третьего и четвертого обертона могло меняться: большая терция вместо малой, увеличенная кварта вместо кварты, однако первый интервал был всегда близок к октаве, а между вторым и пятым обертоном всегда образовывалась малая нона. Такое звучание уже не является октавным, однако тембр обогащается подобной “расстроенностью”.

Возникает вопрос: “А что же происходит с ударным тоном у колокола с подобной структурой?” Ответ здесь зависит от нескольких факторов: от интенсивности каждой из низших частот, от количества и интенсивности их гармоник, от точности соотношений между ними. Как правило, у русских классических колоколов также вполне ясно слышится ударный тон. Можно предположить, что механизм его образования аналогичен вышеописанному, однако, пока он не подвергался исследованию. Вероятно из-за отличия структуры от октавной, ударный тон бывает не столь ярок и, если формула низших частот заметно отличается от вышеназванной, то размывается на фоне конкурирующих призвуков, становится плохо выражен. Вместо него слышится аккорд самых сильных частот. Сегодня некоторые исполнители, литейщики и исследователи утверждают, что структура звука не имеет значения для русского колокола, а ансамбль надо составлять только варьируя веса. Их оппоненты, напротив, полагают, что подбирать колокола надо по правилам диатонического строя, или что надо добиваться чистоты и консонанса интервалов между основными тонами колоколов. Скорее всего, критерием истины здесь может служить исторический опыт формирования колокольных наборов и практика исполнения русского трезвона.

В сохранившихся старых ансамблях (сформированных в XVII-XIX вв.) звукоряд ударных тонов чаще всего состоит как из относительно правильных интервалов, так и неточных; как из консонантных, так и диссонантных (например малая секунда или меньше того). Колокольные голоса в этом случае уживаются за счет других акустических эффектов – сочетания различных тембров приводит к удивительным гармониям других частот их спектров, сообщает ансамблю уникальную окраску. Сложное переплетение гармоний и дисгармоний в ансамбле русских колоколов превращается в богатейшую палитру в руках искусного звонаря-художника. Если обратиться к традиционному опыту исполнения трезвона, то можно заметить, что это ни что иное как ритмико-интонационная композиция, создаваемая на колоколах разных групп, с различными звуковысотными и тембровыми характеристиками. Интонирование обычно было связано с использованием колоколами среднего размера - подзвонных. Они, как правило, служили не только для создания ритмических рисунков, но и для введения в исполняемый трезвон мелодических ходов, попевок. Таковы, например, некоторые ростовские звоны, воспроизводящие фрагменты церковных песнопений и кантов. Подобные звоны бытовали в начале XX в. и в Москве.

Какое значение имеет сказанное к ударному тону? Из обоих приведенных наблюдений следует, что умение звонаря выявить его для классических русских колоколов, а именно такие модели сейчас популярны у большинства современных изготовителей, важно и целесообразно в контексте освоения того или иного колокольного ансамбля, в контексте составления звукоряда нового или коррекции имеющегося подбора. И прежде всего, когда вопрос касается подзвонных колоколов. В заключение еще раз отметим, что нельзя исключать из обихода понятие ударного тона для русских колоколов, так как он имеет значение для составления колокольного ансамбля и ритмико-интонационных композиций трезвона. Кроме того, психоакустический механизм оценки звучания и формирования ударного тона русских классических колоколов нуждается в более глубоком изучении.

КОНСТРУИРОВАНИЕ ПОДВЕСНЫХ УСТР... КОНСТРУИРОВАНИЕ ПОДВЕСНЫХ УСТР...