«…где все дышит чудом…». Мозаи...

«…где все дышит чудом…». Мозаика из смальты.

Впервые мозаика из смальты (кубиков плотного цветного стекла) появилась еще в Древнем Риме, где наряду с мелкими камушками и необработанной галькой в мозаичном наборе стали использовать  цветное стекло, что позволило значительно расширить цветовую палитру.

Наивысшего расцвета техника смальтовой мозаики достигла в Византийском искусстве. Светоносные изображения и мерцающие золотые фоны византийских мозаик создавали неповторимый облик церковного интерьера, по словам известного исследователя В.Н.Лазарева преображая пространство в «…иной, неземной мир, где все дышит чудом и где на всем лежит печать необычного и драгоценного».

С принятием христианства мозаика появляется и на Руси, но, из-за дороговизны привозимого из Византии материала практически сразу выходит из употребления. В XVIII столетии возродить эту уникальную технику в России пытается М.В.Ломоносов. Опытным путем раскрывший технологию получения смальты, ученый, впервые в России организует небольшое производство в местечке Усть-Рудица, которое, к сожалению, закрывается вскоре после смерти своего создателя.  Лишь в 1851 году в Петербурге открывается Мозаичная мастерская  Императорской Академии художеств, при которой уже приглашенными итальянскими специалистами организуется производство смальты. Практически в то же время А.А.Фроловым создается первая в нашей стране частная мозаичная мастерская, которая приобретает большую известность и  выполняет такие крупные заказы, как знаменитые мозаики Храма Спаса на Крови.

 

Сегодня традиционное исполнение мозаики из смальты, по-прежнему, остаётся самым изысканным вариантом декора православного храма. Но не только непревзойденные эстетические возможности мозаики все больше привлекают интерес к этому материалу. Смальта уникальна сочетанием множества ценных функциональных качеств – надежности, долговечности, прочности, устойчивости к морозам, повышенной влажности и т.д. В связи с этим смальту используют не только в интерьере, но и в экстерьере, например, для наружней отделки церковных куполов (собор Зачатьевского монастыря в Москве).

Такое покрытие купола является по сути вечным, так как неподвержено ни атмосферным явлениям, ни механическим повреждениям. Но здесь немаловажную роль играет качество самого материала. «К сожалению, сейчас на рынке большое количество продукции, нацеленной на массовость, на обширные продажи, и уследить за ее качеством сложно, – рассказывает представитель фирмы «Феникс», производящей золотую смальту – Наша фирма уделяет большое внимание качеству своей продукции, что проверенно работой многих мозаичных мастеров, в том числе и храмовой мозаики. 

Мы идем по пути возрождения старинных традиций и рецептур, использования натуральных материалов, поэтому наша смальта органично вживается в мозаичные произведения и сохраняет неповторимые эстетические качества (эффект живого цвета, внутреннего свечения и т.д.), которые так ценились в мозаичных изображениях на протяжении столетий».

 

Д. В. Сузюмов ("Феникс")