«Cтроительная газета» Освящение закладного камня в о...

Журнал "Традиции и современность" О работе архитектурной мастерской Данилова монастыря г. Москвы по проектированию новых храмов в 1983 - 2003 г.г.

Архитектурная мастерская Данилова монастыря возникла вместе с возрождением обители осенью 1983 года, когда архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий (Смирнов), тогда еще архимандрит, по благословению Святейшего Патриарха Пимена начал делать первые конкретные шаги для восстановления обители. Тогда еще в центре монастыря стояла гипсовая скульптура Ленина, а на стенах соборов можно было прочитать послания бывших здесь прежде малолетних заключенных. Начавшаяся вскоре в монастыре бурная реставрационно-строительная деятельность не могла не потребовать постоянного присутствия архитекторов, конструкторов и инженеров. Так и родилась архитектурная мастерская Данилова монастыря - как служба главного архитектора Управления по реставрации и строительству Свято - Данилова монастыря (УРСДМ). Главным архитектором был И.И.Маковецкий. В 1989 году появился проектно-сметный отдел во главе с Д.С. Соколовым. А потом УРСДМ за ненадобностью расформировали, а архитектурный отдел появился в Троице - Сергиевой Лавре. При этом главным архитектором Данилова монастыря стала Н.А.Лавкунас. В 1990 году вместе с мастерской в Лавре появилась коммерческая мастерская при Московской Патриархии: АрхХрам. Эти мастерские и обеспечивали поначалу резко возраставшие потребности приходов и Епархий в реставрации старых и строительстве новых храмов. До тех пор, пока в последние годы этим стали заниматься в основном местные и региональные архитекторы. На заре же постсоветского храмостроительства потребность в новых храмах возникла уже в 1985 - 86 годах, когда мы начали проектировать храм Покрова Пресвятой Богородицы в г. Хмельницкий на Украине. Этот храм был построен в 1987-88 годах по образцу отреставрированного нами на территории комплекса Данилова монастыря храма Воскресения Словущего архитектора Ф. Шестакова постройки 1830х годов. Одновременно проектировалось и строилось здание епархиального управления. Если учесть, что в апреле 1986 года был освящен главный собор Данилова монастыря - Троицкий (накануне Чернобыльского взрыва) - первый вновь освященный по полному чину храм в советской России, можно сделать вывод, что реставрация старых и строительство новых храмов в нашей стране началось одновременно. Сразу после храма Покрова мы начали проектировать Знаменский собор в г. Кемерово. Протоиерей Владимир Курлюта, благочинный Кемеровского округа, заказал собор по образцу храма Христа Спасителя в Москве на 3,0 - 3,5 тысячи прихожан. И это в 1988 году, когда еще боялись прилюдно произносить слово Библия. Эскизный проект защищался на Градостроительном Совете в присутствии маститых архитекторов и художников. Уже тогда резко обозначились две тенденции в современном храмостроительстве: первая - сделать во что бы то ни стало ни на что не похоже, не традиционно, вторая - сделать самим. Почему, зачем - не важно. «Важно, чтоб чувствовалась современность.» И чтобы проектировали местные архитекторы. Теперь это происходит повсеместно. Третьим храмом, заказанным нам, был храм Михаила Архангела в г. Темрюк Краснодарского края. Это был 1989 год. Протоиерей Николай Ворона мгновенно воспользовался благоприятным внутриполитическим моментом и начал строительство храма на 500 прихожан. Районный архитектор не посчитал возможным для себя проектирование храма и даже одобрил проект пришлых москвичей - правда из самой Патриархии (тогда не было названия Патриархат, как сейчас). Наш проект был хотя и полностью каноническим, но не взял за образец, без изменения какой-то определенный храм, а от каждого по чуть-чуть и еще немного от себя, т.е. собирательный образ небольшого православного храма для Черноземной полосы России. Получился типовой храм, который был построен еще в нескольких местах - на Ставрополье, в Тамбовской области и Карелии, хотя брали этот проект еще многие.

Во время проектирования этого храма мы успели переехать в Троице - Сергиеву Лавру и там получили заказ на проектирование храмового комплекса Преображения Господня в г. Тольятти, потом Успенского храма в г. Курахово Донецкой области, храма Вознесения Господня в г. Электросталь Московской области (не построен), храма иконы Божией матери Взыскание погибших в г. Ефремов Тульской области, храма в г. Ишимбай в Башкирии и еще нескольких небольших храмов в Белоруссии, на Ставрополье и Украине. Были сделаны так же проекты храма Казанской иконы Божией Матери в г. Покачи и Спасо - Преображенского храма в г. Лангепас Тюменской области. На примере посвящений этих храмов четко прослеживается мистическая сторона развития храмового зодчества. Вспомним, что первый храм проектировался под Покровом Божией Матери и Святой Троицы (реставрация Троицкого собора Данилова монастыря). Ознаменовано храмовое зодчество Знаменским собором в г. Кемерово - здесь оно вошло в полную силу. За образец взят храм Христа Спасителя - главная святыня России, и дальше в действие вступили святые небесные бесплотные силы - храм Архангела Михаила - их архистратига, и уже под его предстательством начали рождаться храмы, посвященные двунадесятым праздникам, Богородице и ее иконам. Это тем более четко прослеживалось, потому что после этого поступило сразу три заказа на проектирование храмов Святым апостолам Петру и Павлу - в Прохоровке, в Колтушах под Петербургом и в Ильинском под Москвой, т.е. мы (имеется в виду храмоздательство), вступили уже в апостольские времена. Как только закончилась работа с Петропавловскими храмами, пришел заказ на храм преп. Андрея Рублева на Мичуринском проспекте в г. Москве в 1995 г., т.е. уже вновь прославленного святого. Храм преп. Ксении Петербургской на Кузьминском кладбище в г. Москве - тоже вновь прославленной святой, т.е. мы вошли, наконец, в сегодняшний день и стали проектировать самые разные храмы, часовни, памятники (памятник Св. Благоверному князю Даниилу в Москве на Даниловской площади), надгробные кресты и памятники. Например, нами были спроектированы фасады храма Прп. Серафима Саровского на заводе Московского Патриархата в Софрино, часовня Св. Благоверному князю Даниилу Московскому на Даниловской площади в Москве (совместно с арх. Алоновым Ю.Г.), храм Вмч. целителя Пантелеимона в Хотьково Московской обл. (не построен) и др. Таким образом за 10 лет нами был пройден весь путь российского храмоздательства прошлых веков. Кроме того, в 1998 году мы получили заказ на реконструкцию уже построенного только что храма Преображения Господня в Сургуте, т.е. те тенденции, которые обозначились на Градостроительном совете в Кемерово уже успели дать свои результаты. Городские власти, во главе с Мэром города Леонидом Александровичем Сидоровым, нашли в себе мужество признать, что то, что было построено, на что были затрачены огромные средства, мало похоже на православный храм. Теперь же, после освящения реконструированного храма в сентябре этого 2003 года, уже появились предложения представить его на соискание Государственной премии. Добавлю, что 19 августа 2002 года был освящен Спасо - Преображенский собор в г. Тольятти. В первое же воскресенье после освящения только взрослых причастников было больше тысячи. Строителями были приложены конкретные усилия, чтобы и его представить на соискание Гос. премии. Осталось достроить 86-метровую колокольню и водосвятную часовню, чтобы завершить комплекс. И наконец, сейчас, в 2003 году мы начали проектирование 2х храмов последних, прославленных в наше время Святых, Новомучеников и Исповедников Российских - в Лянторе под Сургутом и в Москве в Строгино. В 2000 году в Тольятти по нашему проекту была построена часовня в честь 2000-летия Рождества Христова, а когда начиналось строительство храмового комплекса, так же была построена часовня Архангела Михаила. Интересен случай с проектированием Троицкого собора в Магадане. Там в 80-е годы XX века было построено огромное 12-ти этажное здание обкома партии, в самом почетном месте центра города. После вступления в руководство епархией владыки Феофана Магаданского и Синегорского - сейчас Ставропольский и Владикавказский (2000 г.), мы начали проектировать реконструкцию этого здания в православный собор на 3 тыс. прихожан. К тому времени от здания остался один каркас из легированной стали толщиной 25 - 40 мм с перекрытиями и ограждающими панелями и, естественно, фундамент, цокольный этаж - все, что нельзя было унести. Десятки километров дорогостоящих кабелей из цветных металлов, трубопроводов, проводки, оборудования и прочего - здание было готово к вводу в эксплуатацию в 1992 году, ко времени перестройки, все испарилось как морской туман. Но и собор получился достойный, торжественный, с размахом, со множеством функций и вспомогательных помещений. А дорогостоящий каркас мы предложили не разбирать и использовать его для несущих конструкций собора. Пока он еще строится. Больше всего , конечно, нам дороги два храма из всех более чем 20 построенных - это храм Петра и Павла на Прохоровском поле (построен и освящен в 1995 году)- поле крупнейшего в истории танкового сражения в июле 1943 года - III поле ратной славы России и храм Святителя Алексия Митрополита Московского в поселке Топорково под Сергиевым Посадом (построен и освящен в 2002 году). Между ними - целая эпоха. Один был стилеобразующим для своего периода, второй открывает, вернее носит, черты прототипа стилистики храмоздательства XXI века. Оба храма «иже под колоколы»,т.е. колокольня совмещена с храмом, колокола расположены в барабане центральной главы храма. Но если первый, опираясь на стилистику храмового зодчества XVII века, является собирательным образом храма-памятника, подобного храму Одигитрии Смоленской в г. Вязьма, первому храму династии Романовых, построенному в ознаменование восшествия на престол Михаила Романова и возвращения из польского плена Филарета Никитича Романова (реставрация 1975-79 г.г., автор проекта Д.С.Соколов),то второй в своей стилистике опирается уже непонятно на что, скорее всего на какие-то византийские реплики в современной переработке и опять же на типологию «иже под колоколы», хотя крыльца и пандус «растут» все равно из XVII века - эпохи высшего расцвета древнерусского, допетровского декоративизма. Eще, что мы считаем чрезвычайно важным в храмостроительстве - это синтез искусств. В храме, на храме, обязаны присутствовать рукотворные элементы - керамика, мозаика, резьба по камню, витражи, роспись, что угодно, но только живые прикосновения мастера одухотворяют постройку, ставят на ней печать небесную. Самое потрясающее во всей нашей истории, то что ни одного «гражданского» (светского) объекта, кроме дома батюшки в Темрюке (хотя и он не совсем светский - батюшка все-таки) у нас не было, хотя могло быть много, судя по предложениям. Вот не приживаются светские заказы и все. Что хочешь, то и делай. Таким образом на примере работы нашей мастерской по проектированию новых храмов можно определенно, точно и подробно проследить покровительство и руководство Божественного промысла в развитии современного православного российского храмостроительства.

 

28.10.2003 г. Архитектор Д.С.Соколов

Статья размещена в журнале «Традиции и современность» - научный православный журнал, №3, 2004 г.